Дневник волонтера — Урок 9. Креатив в экологическом активизме
Скучные и занудные лекции о том, как правильно охранять окружающую среду, уже давно остались в прошлом. Современные эковолонтёры находят сотни разных интересных способов донести важную информацию людям. Каких – сейчас расскажем. Равнодушными не останутся даже скептики.
По правилам игры мусор – это золото, и его нужно собрать как можно больше. Начинаются соревнования с викторины, чтобы те, кто не силён в спорте, могли внести свой вклад в успех команды. А это значит, поучаствовать смогут абсолютно все.
Участникам нужно собрать не только «золото», но и «артефакты» – нестандартные отходы. Например, вытащить со дна огромный телевизор. А ещё командам нужно проявить фантазию и придумать историю, которая докажет ценность «артефакта».
Многие участники акции признавались, что до игр даже не задумывались, как много мусора в природе. А после соревнований следили за тем, чтобы самим не захламлять окружающий мир отходами, и рассказывали об этом друзьям и подписчикам в социальных сетях.
Встречаются также «субботники на бегу», когда активисты во время пробежки собирают мусор, встречающийся им по пути. Такая форма мероприятия называется «плоггинг». Если по-простому, то это спорт, совмещённый с уборкой мусора. Плоггинг зародился вСкандинавии, там забота об окружающей среде – настоящий тренд.
Многие думают, что флешмоб – это массовые танцы под музыку, но это не так. Например, в 2011 году активисты «Гринпис» вышли на улицы Москвы, одетые в мусорные кучи, чтобы напомнить людям, как много вокруг отходов. Примерно тогда флешмоб организовали и волонтёры в Милане. Они выстроились в фигуру дерева, а вместо кроны держали над головами зелёные тканевые сумки.
Правда, есть мнение, что «Час Земли» — это больше перфоманс, чем реально работающая акция. Эксперты подсчитали, что чем ровнее нагрузка на энергосистему, тем лучше. А скачки электричества делают производство дороже.
Израильские экоактивисты придумали забавный флешмоб, чтобы сократить количество используемых в офисах пластиковых стаканчиков. Чтобы пристыдить коллег, люди фотографируют горы стаканчиков на рабочих местах и в фотошопе добавляют недовольное лицо Греты.
У этой акции серьёзная история. В 80-х годах в Индии активно вырубали леса. Смелые крестьянки решили прекратить это, рискнув собой. Они привязали себя к деревьям, чтобы защитить их от лесорубов – и это сработало.
Дом Balenciaga одним из первых задумался о защите природы. Он начал перешивать свои прежние коллекции, превращая их в новые. Превращение старых вещей в новые называется апсайклингом. Эту философию подхватили многие бренды.
Перерабатывать в новые коллекции можно не только одежду. Российский бренд 99recycle научился делать сумки и серёжки из старых крышек для бутылок или баночек сметаны. Пластик очищается, перемалывается в крошку и под воздействием высокой температуры спрессовывается в листы. Из них и делают аксессуары.
Можно придумать собственную акцию по сбору пластика для дизайнеров. Ведь то, что считается хламом, может послужить на благо людей ещё не раз.
Португальский художник Артур Бордалло вдохновился эковолонтёрами и создал картины с животными из отходов, которые он сам нашёл на берегу океана. А итальянец Дарио Тирони создал человекоподобные скульптуры из б/у пластика. Создание предметов искусства из отходов уже стало отдельным видом творчества под названием треш-арт.
В 2019 году собрать скульптуры и картины из отходов решили неравнодушные екатеринбуржцы. По их задумке, посетители должны понять, что многим предметам можно дать вторую жизнь. Они назвали свой проект «#немузей мусора». Первыми экспонатами стали костюмы, которые сшили для церемоний открытий и закрытия Олимпиады в Сочи.
Любой желающий может принести в #немузей любые отходы – от бумажных чеков и зубных щёток до походных палаток. На его территории работает магазин с экотоварами. Активисты #немузея проводят экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых.
Площадка стала местом притяжения жителей города. Разные крупные компании и торговые центры заинтересовались стартапом и предложили устраивать акции вместе с волонтёрами. #Немузей вырос и стал «хабом».
В 2021 году первый #немузей мусора появился в столице. Москвичи и гости города могут посетить 13 интерактивных локаций и увидеть больше 400 произведений искусства из отходов.
На территории проводят мастер-классы, для любителей читать организовали буккроссинг – можно обмениваться книгами и давать им вторую жизнь. А ещё здесь есть уголок бренда 99recycle, создающего вещи из переработанного пластика: можно принести крышечку от бутылки и её превратят в значок.